Смерть – это роковое и грустное для большинства людей явление. Тем не менее, траурные музыкальные произведения, исполненные болезненной скорбью, являются одними из самых красивых в мировой музыке. Мы расскажем о нескольких самых пронзительных траурных откровениях. Каждая композиция, созданная гением, написана под диктовку слез и боли. Вашему вниманию представляем шесть траурных музыкальных шедевров, пронизывающие скорбью и тоской сквозь пространство и время.
Перголези «Stabat Master»
«Stabat Mater» Перголези – это самый трогательный звук эпохи галантности. Это не просто музыкальное отражение древней секвенции, но и творческий экспрессивный результат композитора, который до конца жизни вносил исправления в свою партитуру. Эта музыка как бы попытка понять и увековечить непоправимый горе в жизни. Бытует легенда о том, что Перголези, потеряв свою возлюбленную, ушел в глубокую печаль, которую пытался выразить в своём произведении «Stabat Mater». Хоть он так и не смог довести произведение до совершенства, в его музыке можно почувствовать, что траур является неотъемлемой частью жизни, которая делает нас более человечными, сострадательными и мирными. Первая секвенция начинается со слов: «Стояла мать скорбящая возле креста, в слезах…», и кажется, как будто Перголези оплакивает возлюбленную или собственные идеалы. Творческий и психологический темперамент этого произведения предопределил эпоху романтизма, и такие гении как Верди, Шуберт и Дворжак нашли свое трагическое вдохновение в несравненном «Stabat Mater».
Шарль Мари «Реквием»
Переосмысление музыки в «Реквиеме» Шарля Мари Гюстава де Берлиоза отмечается как нетрадиционное, но необычайно выразительное для самого композитора. Бурные эмоции, состояния граничной психики и катаклизмы мира всегда заполняли его сознание. Именно всё это он и смог передать в музыкальных картинах «Реквиема» — своего рода философских панно «вавилонского» масштаба. Одной из особенностей произведения является гармоничное сочетание романтической лирики и гражданского пафоса. В своём произведении Берлиоз не характеризует себя как христианина, и типичные символы жанра, такие как Страшный суд, здесь звучат как призыв к борьбе, а грустные моменты трактуются как отчаяние и возмущение.
Чайковский Симфония №6
Симфония № 6 П. И. Чайковского, известная как «Патетическая». Она отражает течение жизни каждого человека – движение от рождения до смерти. Среди композиторов-романтиков, которые обращались к теме судьбы и рока, никто ранее не призывал смерть с таким смирением, как будто заранее признавая ее высшую миссию. В меланхолическом «реквиеме» роковые мотивы всегда даны абсолютным значением, они проходят через всю симфонию, напоминая слушателям о том, что смерть поднимает нас к высшему совершенству. Интенсивность и метафизика этой симфонии усилились после внезапной смерти Чайковского, всего через 9 дней после ее премьеры. Будто Смерть сама была поражена этим произведением и решила забрать с собой его автора.
Бриттен Военный реквием.
Бенджамин Бриттен создал величественный опус «Военный реквием», который посвящен траурным памятникам и жертвам из «битв за мир». Он объединил три стороны конфликта — Великобританию, Германию и Россию — в лицах тенора, баритона и сопрано, искренне надеясь помирить народы и сохранить мир для будущих поколений. Бриттен использовал поэзию Уилфреда Оуэна — солдата, который погиб за неделю до окончания Первой мировой войны — чтобы передать свои погруженные в музыку идеи в нашу реальную ситуацию. В его понимании, общая гармония должна превалировать над насилием и разрушениями, и каждый из нас должен рассмотреть наше сотрудничество в качестве единственного и правильного пути вперед.
А. Берг Памяти ангела
Альбан Берг посвятил свой последний произведение «Памяти Ангела» умершей дочери Альмы Малер, используя в нем отголоски прошлой романтической музыки, такие как вальсы и народные танцы, в контрасте с сочетанием современной додекафонии. Симфония может быть интерпретирована как иллюстрация увядания, смерти и возрождения, но также она содержит в себе сюрреалистический фарс, который погружает нас в эмоциональный мир Берга. Это произведение может рассматриваться как аллюзия на агонию первой половины ХХ века, когда мир стал свидетелем множества трагедий.
Густав Малер «Песни о погибших детях»
«Песни о погибших детях» Густава Малера – это печальное в наивысшей степени произведение. Эта великая музыкальная драма построена на эмоциях о прекративших свое существование детях, где в спокойной тоске скрыта буря душевного отчаяния. Мотив сей близок каждому человеку — столкновение покорности и непреклонности перед смертью.
Этот музыкальный шедевр — противостояние смерти, где за скорбной мелодией скрыто сопротивление Богу и нежелание принять конечность бытия.